Новости
Расшифровка "черного ящика" вертолета Ми-8
Дата: 03.09.2003
Источник: "Комсомольская правда"
Категория: Областные новости
Комментарии: 0Просмотрено: 5550


"Говорил же, б..., уходи вправо!!!"
Полная расшифровка "черного ящика" вертолета Ми-8, на котором разбились сахалинский губернатор и еще 19 человек

РАЗБОР ПОЛЕТОВ

20 августа 2003 года на Камчатке разбился вертолет Ми-8 RA-25194, на борту которого находились три члена экипажа и 17 пассажиров, в том числе губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов.

Как уже установила комиссия, экипаж без согласования с диспетчером изменил в середине полета маршрут и сильно уклонился от установленной трассы. При этом летчики докладывали на землю ложную информацию.

Ниже вы прочтете расшифровку речевого самописца (одного из "черных ящиков") погибшего Ми-8 с комментариями специалистов.

В целом картина трагедии выглядела примерно так:

"Восьмерка" лежала на открытом месте. Но искали
ее очень долго: пилоты давали диспетчерам
ложные координаты маршрута...

В условиях густой низкой облачности Ми-8 летел на недопустимо малых высотах.
По данным "КП", маршрут был изменен по требованию представителя заказчика рейса Михаила Викульцева, который хотел показать VIP-персонам красоты Камчатки - долину реки Толмачева, каскад водопадов, Толмачевское озеро - красивейшие места, куда возят иностранных туристов. Экипаж ругался, но деваться летчикам было некуда. Они сразу договорились, что на землю будут давать не фактическую информацию, а то местонахождение, которое должно быть по утвержденному маршруту. Ведь радиолокационного контроля в тех местах нет.
В густых облаках экипаж метался...
Пилоты в момент падения находились на рабочих местах. Посторонних в кабине не было.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Экипаж вертолета Ми-8:
КВС (Командир воздушного судна) - Александр Гузанов. Ему 50 лет. Половину из них он провел за штурвалом Ми-8 и Ан-2. По трассе Елизово - Северо-Курильск летал сотни раз. Знал ее хорошо.
2П (Второй пилот) - Богдан Здор.
Б/м (Борттехник) - Игорь Осипов.

2:05:48 (время международное, на Камчатке плюс 12 часов).
Второй пилот (в распечатке - 2П):
Но там прогнозы не проходят. То есть нам до Лопатки все равно лететь, как по старому маршруту.
(Прогноз погоды, который дали экипажу, не оправдывается. Летчики отвернули от планового маршрута и говорят, что потом вернутся на старый. Мыс Лопатка - поворотная точка на нем. От Лопатки - 45 км до Северо-Курильска, где вертолет должен был сесть.)

2:05:58
Командир воздушного судна (в распечатке - КВС):
Миша - урод, ну почему не сказать раньше, б..., а? Я х...ю.
(Миша - Михаил Викульцев, директор предприятия "Авиатор", заказчик полета. Командир возмущается, что его раньше не предупредили об изменении маршрута.)

2:08:18
КВС:
Это Приставная.
(Приставная - сопка или населенный пункт.)

2:10:14
Борттехник (в распечатке - Б/м):
Система герметична, посторонних шумов нет.
(Борттехник делает установленный доклад о гидросистеме - проще говоря, об исправности техники.)

2:10:30
КВС:
Интересно, как Бендер пошел, слушай его, б...
(Бендер - Владимир Бондаренко, командир первого вертолета Ми-8 с другими членами команды губернатора, который летел тем же маршрутом и благополучно сел в Северо-Курильске. Командиру интересно, каким маршрутом полетел Бондаренко. Он просит второго слушать доклады "Бендера" в эфире.)

2:10:32
2П:
Он по берегу пошел, по восточному, я слушал.
(Восточный берег Камчатки тоже выходит на мыс Лопатка, над водой, по берегу лететь удобнее, возвышенности не мешают.)

2:10:35
2П:
Потом вые...т и высушит, на траверзе Мутновки п...ц.
(Траверз Мутновки - это когда пункт Мутновка будет справа или слева под курсовым углом 90 градусов. Второй пилот опасается или заказчика, или какого-то начальника.)

2:10:41
КВС:
Так, следи за ним, вдруг он, х... его знает, еще вернется.
(Командир понимает, что в такую погоду лучше вернуться на место вылета или сесть. Видимо, он надеется: если Бондаренко вернется из-за непогоды, то и ему с шефом на борту будет проще убедить в том же заказчика или начальника.)

2:10:47
2П:
Но пока тихо, он Поворотный рассчитал.
(Второй пилот информирует: Бондаренко пока не возвращается, он рассчитал время прохода мыса Поворотный.)

2:10:49
КВС:
Че он рассчитал?

2:10:52
2П:
Мыс Поворотный.

2:11:00
КВС:
Да, Васю крепко шандарахнуло тут, б..., ну не крепко так, порядочно, прилично уже.
(Видимо, командир вспоминает коллегу "Васю", который в этом же месте мог войти в "тряску" в осадки с ветром.)

2:11:05
Неустановленный член экипажа - (в распечатке Э):
(неразборчиво).

2:11:06
КВС:
Вот верховье Паратунки смотрю, обороты уже.
(Командир видит верховье реки. Словом "обороты" он контролирует режим работы двигателей.)

2:11:10
Э:
А помнишь, мы тогда вернулись на (неразборчиво) только дошли до этого места.

2:11.14
КВС:
Даже раньше.
(Экипаж обсуждает, что уже бывал здесь при плохой погоде, но тогда они вернулись, не продолжили полет.)

2:11:30
КВС:
Озерное настрой на GPS.
(GPS, Global Positioning System - приемник спутниковой навигации. В него вводят любую точку маршрута, и он показывает расстояние до нее и момент ее пролета. Точка Озерное - очевидно, вблизи поселка Озерновский.)

2:11:35
Э:
Понял.

2:12:07
КВС:
И че он выдал?

2:12:09
Б/м:
(неразборчиво) Я смотрю: пройдем, не пройдем здесь?

2:12:12
КВС:
Не пройдем, стопроцентной уверенности нет, поэтому лучше надежным вариантом.
(Наверняка вертолетчики видят, что сопки становятся выше и вершины их уже входят в облака. А не ниже, как было у предыдущих возвышенностей. Командир понимает: нет гарантии, что могут над ними пройти. Надежный вариант - развернуться или сесть.)

2:12:17
КВС:
Толмачевку не прошел еще, возвращаться?

2:12:20
КВС:
Миша за голову возьмется.

2:12:22
2П:
  Пусть берется, раньше думать надо было.
(В экипаже усиливается <вариант возвращения> из-за плохой погоды.)

2:12:45
2П:
Пиратков 25-ю рассчитал.
(Видимо, член экипажа первого Ми-8 Пиратков рассчитал пункт маршрута.)

2:12:50
КВС:
Ты озеро Курильское дал полсотни минут, да?
(<Ты сообщил на землю, что озеро пройдем в 2 часа 50 минут международного времени?> Часы и секунды при таких докладах не говорятся.)

2:12:53
2П:
В сороковую
(Второй пилот уточнил время: пройдем на десять минут раньше.)

2:13.18
КВС:
Что у нас с речкой, впереди будет, да?

2:13:25
2П:
Поперечная, потом Апача, потом Толмачева, все притоки.

2:13:32
2П:
Через Толмачева же идет вот так?

2:13:35
КВС:
Я тебя и спрашиваю, что там за речка?

2:13:41
КВС:
Это еще, б..., Крестовая (сопка. - Прим. ред.), вот, облаками закрыта, да?

2:13:45
2П:
Да.
(Экипаж не может точно определить, где находится. Маршрут их полета пролегает через несколько речек. Экипаж больше внимания уделяет просмотру сопок, чтобы избежать столкновения, а не ориентировке на местности, тем более что приемник GPS текущие координаты выдает. Плюс погода тревожит экипаж, облачность все возрастает, ухудшается видимость.)

2:13:46
КВС:
Мы ее.
(Очевидно, <мы ее обойдем>.)

2:13:47
Б/м:
А вот перевал между Хребтовой и Опалой сопкой, а вот там Апача.

2:13:52
КВС:
Ну мы уже почти прошли, так смысла нет туда соваться.
(Скорее всего, летчиков попросили лететь через этот перевал, чтобы показать его красоту VIP-пассажирам.)

2:14:09
2П:
Вот Толмачевская трасса.
(Очевидно, экипаж использует для ориентировки участки дорог. Вертолетчики часто используют совпадение маршрута с направлением дороги, так как летают по видимости. Есть даже профессиональная поговорка: <Глаза у них - только в землю> и шутка: <Навигация у вертолетчиков - это сесть у деревни и спросить, как она называется>.)

2:14:46
КВС:
Порули пока.
(Командир передает управление вертолетом второму пилоту.)

2:17:07
КВС:
Повыше иди, это же не Коряки, блин, а?
(Имеется в виду: это же не Корякская сопка, которую сверху не обойти. Корякская сопка - действующий вулкан у аэродрома Елизово, высота 3456 м, на этой сопке, кстати, лежат десятки разбившихся самолетов и вертолетов.)

2:17:10
2П:
Что?

2:17:11
Б/м:
Повыше!

2:17:12
КВС:
Не Коряки, говорю.

2:17:21
КВС:
Что-нибудь не понравится.
(Не понравится вид на землю пассажирам: если войдут в облака, не видно будет.)

2:17:28
2П:
Тут тоже ветер сильный, вон, по деревьям.
(Очевидно, реальная высота в этот момент над землей, на которой летит вертолет, 40 - 100 м, очень низко.)

2:18:12
КВС:
Значит, Озерная среднюю верхнюю дала.
(Командир констатирует, что пункт выдачи погоды дал информацию, что облачность будет на среднем и верхнем уровнях, а облака оказались на нижнем - до земли.)

2:18:22
2П:
Это последняя погода была, он говорит: <Я ее отпустил>.
(Непонятно. Возможно, второй пилот сообщает, что Владимир Бондаренко, командир первого вертолета (<он>), в эту минуту докладывает на землю, что тоже проходит у нижней кромки облаков.)

2:18:35
КВС:
Ниже надо, Богдан, ты же видишь, нижнюю кромку цепляем.
(Нижняя кромка облаков опускается. Командир говорит второму: не влезай в облака, чтобы землю видно было.)

2:18:39
КВС:
И вправо уходи.
(Впереди стало вырисовываться очередное препятствие, возможно, сопка. Командир решает ее справа обойти.)

2:19:49
КВС:
Вправо уходи, я же тебе говорю, потом, ты же видишь, она ухудшается под прямым углом.
(Облачность ухудшается, возможно, летчики наблюдают быстрое снижение нижней кромки облаков.)

2:20:00
КВС:
Еще вправо.

2:20:03
Э:
А вообще не летать надо.
(В такую погоду лучше не лететь.)

2:20:07
КВС:
Говорят же, вы видите, мы все время по кромке (облаков. - Прим. ред.), п...ц, хоть ты усрись на х...й.

2:20:18
2П:
Что теперь делать, б...?
(Второй пилот не выполняет энергично указания командира, как тот того хотел. Второй понимает, что обстановка ухудшается быстро - кромка облаков понижается, а, видимо, наличие препятствий на пути и их высота увеличиваются. Летчик не может сам принять решение.)

2:20:30
КВС:
Опала в GPS-ку забей, идем на Опала.
(Опала - точка поворота возле одноименной сопки, идут на одноименный населенный пункт.)

2:20:33
2П:
Понял.

2:20:34
КВС:
Говорил же, б..., уходи вправо, не цепляй ты за нижнюю кромку, нет, б..., надо.
(Второй пилот отворачивает вправо от препятствия неэнергично. Наверняка командир в этот момент дернул ручку на себя, в резкий набор высоты, и вправо. На себя и отворот - у истребителей это называется <пошел в боевой разворот>. От этого резкого маневра лопасти несущего винта вертолета бьют по хвостовой балке. Она, разрушаясь, улетает на 70 метров от места падения вертолета. Ми-8 начинает вращаться, лопасти винта частично разрушились, и вертолет с высоты около 40 метров, вращаясь, падает на землю.)

2:20:43
Конец записи.



КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Эксперт по авиабезопасности Виктор ТИМОШКИН:

- Ситуация похожа на историю, когда погиб генерал Лебедь. Тогда тоже вылетели с хорошей погодой, а потом подошли к месту, где нижняя кромка облаков опускалась. В обоих случаях командир должен был выйти к VIP-пассажирам, заказчику и доложить: "Обстановка требует или вернуться на аэродром вылета, или сесть между сопками и переждать". Ясно, что полет был неспокойным. Пилоты, видимо, плохо отдохнули. Им наверняка сказали: давайте полетим так. Они имели право отказаться. Но не смогли сделать это. Видимо, потому что директор "Авиатора" - давний партнер руководителей "Халактырских авиалиний", которым принадлежал вертолет.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Может, эти слова не ко времени. Но их надо сказать: летишь проверять готовность северокурильских чиновников к зиме - так и лети. Никакие виды из иллюминаторов не стоят человеческих жизней. Лети и помни: ты - губернатор, не Господь Бог. Красоты смотреть будешь за свои кровные частным порядком. Если время останется от государственных забот. Кому это напоминание? Живым, конечно. А погибшим - вечная память и земля пухом.

Роман Попов, Эмма Кинас
<КП> - Петропавловск-Камчатский
02 Сентября 2003  г.
Комментарии к новости



Новый комментарий
Имя:
E-mail:
Текст:
Защита от спам-ботов
Введите изображенное число в поле формы
Число:

Новости
 Галерея


Море
Галерея
 Избранные ссылки
Наши друзья
Ноглики Онлайн
OkhaCity.com
Free OkhaNet
Сеть г. Тымовска
Отправка SMS
МТС
Мегафон
Каталог ссылок
 Новости по категориям
Районные новости
Областные новости
Россия и Дальний Восток
В мире
Это интересно
Новости сайта

Оха - Городской портал - Copyight © 2003 - 2006 Коллектив авторов